Положение о нормах профессиональной этики (PDF; 318.68 Кб )

1

1.1 Личность педагога
1.1.1 Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей
работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.
1.1.2 Педагог требователен по отношению к себе и стремится к
самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение
и самовоспитание.
1.1.3 Для педагога необходимо постоянное обновление. Он занимается своим
образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.
1.1.4 Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему
педагогической работы - воспитания.
1.1.5 Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную,
эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.
1.1.6 Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией
функции и доверенные ресурсы.
1.2 Авторитет, честь, репутация
1.2.1 Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически
сложившуюся профессиональную честь педагога.
1.2.2 Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие
культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного
развития.
1.2.3 Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при
исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного
учреждения.
1.2.4 В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог
уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета,
подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.
1.2.5 Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте,
умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при
помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.
1.2.6 Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает
морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам
соблюдать не в силах.
1.2.7 Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако
выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его
отношения с воспитанниками и коллегами или мешать исполнению
профессиональных обязанностей.
1.2.8 Пьянство и злоупотребление другими одурманивающими веществами
несовместимо с профессией педагога.
2

1.2.9

Педагог дорожит своей репутацией.

1.3. Основополагающие принципы деятельности педагогов дошкольного
образовательного учреждения
- Осознание себя как педагога, друга, защитника детей. Анализ своих
педагогических возможностей, стремление к профессиональному росту.
- Всемерная помощь ребенку, семье, социуму.
- Соблюдение корректности и конфиденциальности при определении способностей
и личных качеств ребенка.
- Социализация системы дошкольного образования (предоставление возможности
поощрять развитие детей и решать их проблемы, привлекая, обучая и обеспечивая
контакты с детьми, воспитателями, руководством, методистами, желающим
участвовать в процессе воспитания и образования, признания их способности к
педагогической деятельности и полностью исключая возможность нанесения ущерба
ребенку).
1.Социально – педагогические подходы в системе взаимоотношений
«педагог – ребенок»
«…Самое великое, самое важное и самое полезное во всем воспитании правило? Не
выигрывать нужно время, нужно тратить его. Природа хочет, чтобы дети были
детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы
произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не
замедлят испортиться: у нас получатся юные доктора и старые дети. У детей своя
собственная манера видеть, думать и чувствовать и нет ничего безрассуднее, как
желать заменить ее нашей... Любите детство, поощряйте его игры, его забавы, его
милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно
смех, а на душе всегда мир? Дайте детству созреть в детях» (Ж.-Ж. Руссо).
1.1 Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с воспитанниками, основанный
на взаимном уважении.
1.2 В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность
педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснованна. Педагог
никогда не должен терять чувства меры и самообладания.
1.3 Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках
развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность,
самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
1.4 При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится
укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности
совершенствования, повышать мотивацию обучения.
1.5 Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и
благосклонным ко всем своим воспитанникам. Приняв необоснованно принижающие
3

воспитанника оценочные решения, педагог должен постараться немедленно
исправить свою ошибку.
1.6. При оценке достижений воспитанников педагог стремится к объективности и
справедливости.
1.7. Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи не
должно быть дефектов, нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных
фраз.
1.8 Педагог соблюдает дискретность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам
доверенную лично ему воспитанником информацию, за исключением случаев,
предусмотренных законодательством.
1.9. Педагог не злоупотребляет своим служебным положением. Он не может
использовать своих воспитанников, требовать от них каких-либо услуг или
одолжений.
1.10. Педагог не имеет права требовать от своего воспитанника вознаграждения за
свою работу, в том числе и дополнительную.
1.11. Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим
взглядам своих воспитанников. Он не имеет права использовать индоктринацию,
навязывая воспитанникам свои взгляды.
В каждом случае нарушения законов или прав детей немедленно сообщать об
этом ответственным за реализацию воспитательной и образовательной
программ ДОУ.
2.Социально-этические подходы в системе взаимоотношений
«педагог - родитель»
2.1 Педагог консультирует родителей (законных представителей) по вопросам
воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.
2.2 Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или
мнение родителей - о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с
согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.
2.3 Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями
воспитанников. Они не побуждают родительские комитеты, чтобы они по каким-либо
поводам организовывали для педагогов угощения, поздравления и тому подобное.
2.4. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку
личности и достижений детей.
2.5 На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять
поддержка, оказываемая их родителями (законами представителями) ДОУ.
Принципы деятельности- тщательное осмысление и обсуждение участия
родителей в работе ДОУ с целью исключения давления, некорректного обращения,
наносящего вред непрофессионализма.
4

- участие родителей в различных образовательных программах.
- не использовать взаимодействие с семьей, с целью улучшения положения
(материального) педагога.
- не вторгаться в частную жизнь семьи. Только в случае угрозы здоровью
(физическому или психическому) информировать соответствующие органы с целью
своевременного оказания помощи.
- знакомиться с объективным положением ребенка в семье, знать социальный статус
семьи и материальное положение.
3.Социально-этические подходы в системе взаимоотношений
«педагог - педагог»
Взаимоотношения с коллегами основываются на признании профессионализма,
интересе и совместной деятельности для достижения лучших результатов,
корректном общении, уважении чужой точки зрения. Для благоприятного климата в
коллективе необходимо обеспечивать педагогам условия для профессионального
роста, удовлетворять потребности, вырабатывать совместные решения.
3.1 Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах
коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой
авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии
воспитанников или других лиц.
3.2 Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во
взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их
конструктивному решению.
3.3. Педагоги одного и того же учебного заведения избегают конкуренции,
мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют
взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
3.4. Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и
администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в
первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться в ДОУ и
других воспитательных учреждениях между педагогами, а не за пределами ДОУ.
Высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза. В образовательном учреждении
не должно быть места сплетням.
3.5 Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не
реагируют, если она провоцирует преследования со стороны администрации или в
случаях выявления преступной деятельности.
3.6 Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или
администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть
обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной.
Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и
5

принимаются в открытых педагогических дискуссиях. 3.7 Педагоги не прикрывают
ошибки и проступки друг друга.
Взаимоотношения с администрацией
Основные педагогические позиции
4.1.
Формировать и поддерживать корректный, дружеский стиль
взаимоотношений.
4.2.
Предоставлять возможность обсуждать и реализовывать новые
образовательные и воспитательные программы.
4.3.
Всемерно повышать престиж, уровень информированности о ДОУ.
4.4.
Предоставлять возможность педагогу реализовать творческий потенциал на
всех этапах педагогической практики.
4.5.
Администрация не может требовать или собирать информацию о личной
жизни педагога, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.
4.6.
Оценки и решения заведующего ДОУ должны быть беспристрастными и
основываться на фактах и реальных заслугах педагогов. Претенденты на более
высокую квалификационную категорию должны отбираться и поддерживаться
независимо от их личной близости или покорности главе администрации.
4.7.
Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую
значение для работы их учреждения. Администрация не имеет права скрывать или
тенденциозно извращать информацию, могущую повлиять на карьеру педагога и на
качество его труда. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в
учреждении на основе принципов открытости и общего участия.
4. 8. Администрация знакомит всех сотрудников с изменениями в деятельности
ДОУ, с нормативно-правовыми основаниями деятельности дошкольного учреждения.
В рекомендациях, анализе, планировании деятельности основываться на интересах
детей и наиболее эффективной реализации образовательных и воспитательных
программ.
5. Социально-этические подходы в системе взаимоотношений
«педагог - социум»
5.1 Педагог является не только учителем, тренером и воспитателем детей, но и
общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочными
образованным человеком.
5.2 Педагог старается внести свой вклад в согласие общества. Не только в частной,
но и в общественной жизни педагог избегает распрей, конфликтов, ссор. Он более
других готов предвидеть и решать проблемы, разногласия, знает способы их
решения.
6

5.3 Педагог хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную
роль. Он избегает подчеркнутой исключительности, однако также не склонен и к
тому, чтобы приспособленчески опуститься до какого-либо окружения и слиться с
ним.
6. Академическая свобода и свобода слова
6.1 Педагог имеет право пользоваться различными источниками информации.
6.2 При отборе и передаче информации ученикам педагог соблюдает принципы
объективности, пригодности и пристойности. Тенденциозное извращение
информации или изменение ее авторства недопустимо.
6.3 Педагог может по своему усмотрению выбрать вид воспитательной деятельности
и создавать новые методы воспитания, если они с профессиональной точки зрения
пригодны, ответственны и пристойны.
6.4 Педагог имеет право открыто (в письменной или в устной форме) высказывать
свое мнение о региональной или государственной политике просвещения, а также о
действиях участников образовательного процесса, однако его утверждения не могут
быть тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными.
6.5 Педагог не обнародует конфиденциальную служебную информацию,
предназначенную для внутренних нужд ДОУ
7. Использование информационных ресурсов
Педагоги и административные работники должны бережно и обоснованно
расходовать материальные и другие ресурсы. Они не должны использовать
имущество (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную
технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства,
инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд. Случаи, в
которых педагогам разрешается пользоваться вещами и рабочим временем, должны
регламентироваться правилами сохранности имущества учреждения.
8. Подарки и помощь ДОУ
8.1 Педагог является честным человеком и строго соблюдает законодательство. С
профессиональной этикой педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.
8.2. Педагог может принимать лишь те подарки, которые: преподносятся совершенно
добровольно, достаточно скромны, т. е. это вещи, сделанные руками самих
воспитанников или их родителей, созданные ими произведения, цветы, сладости,
сувениры или другие недорогие вещи.
8.3. Педагог не делает намеков, не выражает пожеланий, не договаривается с другими
педагогами, чтобы они организовали воспитанников или их родителей для вручения
таких подарков или подготовки угощения.
8.4. Руководитель учреждения или педагог может принять от родителей
воспитанников любую бескорыстную помощь, предназначенную для учреждения. О
7

предоставлении такой помощи необходимо поставить в известность общественность
и выразить публично от ее лица благодарность.
9. Общие принципы создания привлекательного вида
9.1. Аккуратность и опрятность
Одежда должна быть обязательно чистой, свежей, выглаженной, выглядеть новой.
Обувь должна быть чистой, ухоженной, начищенной в течение всего рабочего дня.
Внешний вид должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового
стиля и исключать вызывающие детали.
Сотрудники должны внимательно относиться к соблюдению правил личной гигиены
(волосы, лицо и руки должны быть чистыми и ухоженными, используемые и
дезодорирующие средства должны иметь легкий и нейтральный запах).
2.2. Сдержанность
Одно из главных правил делового человека при выборе одежды, обуви, при
использовании парфюмерных и косметических средств – сдержанность и
умеренность.
Основной стандарт одежды для всех сотрудников – профессиональный деловой
стиль.
Используйте простые неброские украшения, выдержанные в деловом стиле.
Для дневного макияжа и маникюра уместны неяркие спокойные тона.
ЗАПОМНИТЕ, ЧТО НЕОПРЯТНАЯ ОДЕЖДА, НЕАККУРАТНАЯ ПРИЧЕСКА,
НЕБРЕЖНЫЙ ИЛИ ВЫЗЫВАЮЩИЙ МАКИЯЖ И МАНИКЮР, НЕПРИЯТНЫЕ
РЕЗКИЕ ЗАПАХИ И Т.П. СОЗДАЮТ НЕГАТИВНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ И ЛИЧНОО
ВАС, И О НАШЕМ УЧРЕЖДЕНИИ.

10. Правила пользования средствами мобильной связи
1. Во время занятий с детьми, совещаний, педсоветов, собраний, праздников, сна
детей звук мобильного телефона необходимо переводить в беззвучный режим.
2. Рекомендуется использовать в качестве рингтона мобильного телефона при
нахождении в ДОУ либо стандартный звонок телефона, либо классическую музыку.
3. Запрещается использование в ДОУ гарнитуры мобильных телефонов.
4. На время телефонного разговора запрещено оставлять воспитанников без
присмотра.
5. Разговор по мобильному телефону не должен быть длительным.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.