Дополнительная общеразвивающая программа Шахматы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский
сад №18 комбинированного вида

ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МКДОУ детским садом № 18
Протокол от 29 августа 2025г. №1

УТВЕРЖДЕНА УТВЕРЖДЕНА
Приказом Приказом
заведующего
заведующего
МКДОУ
МАДОУ
детским
детским
садом
садом
№ 18№ 18
Приказ
Приказ
от 29.08.2025
от 30.08.2023
г. №
г. 152
№ 124

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«ШАХМАТЫ»
Физкультурно – спортивной направленности
Возраст детей 6-7 лет
Срок реализации: 1 год

Разработчик: Алиментьева Наталья Алексеевна
Старший воспитатель

г. Тавда,
2025г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ
САД № 18
КОМБИНИРОВАННОГО
ВИДА

Подписано цифровой
подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №
18 КОМБИНИРОВАННОГО
ВИДА
Дата: 2025.09.03 12:33:38
+05'00'

Пр
МА
Пр

Содержание
Раздел I. Основные характеристики …………………………………………….........3
1.1 Пояснительная записка………………………………………………………………. 3
1.2Возрастные особенности детей 6-7 лет……………………………………………… 7
1.3Формы и срок реализации программы………………………………………………. 7
1.4 Цель и задачи реализации программы……………………………………………. 8
1.5 Принципы и подходы к формированию и реализации программы………………9
1.6 Содержание программы………………………………………………………….. 10
1.7 Планируемые результаты освоения программы…………………………………16
Раздел II. Организационно-педагогические условия………………………………16
2.1 Календарный учебный график……………………………………………………...16
2.2 Условия реализации программы……………………………………………………17
2.2.1 Материально-техническое обеспечение………………………………………… 17
2.2.2 Кадровые условия реализации программы………………………………………17
2.2.3 Методические материалы……………………………………………………….18
Список литературы ……………………………………………………………………...18

Раздел I. Основные характеристики.
1.1 Пояснительная записка
В настоящий момент, когда во всём мире доля умственного труда постоянно
растёт, данная программа становится особенно актуальной. Именно занятие
шахматами воспитывает, такие нужные нам качества как: умение анализировать,
ориентироваться в сложной обстановке, умение принимать самостоятельные
решения в ситуации, которой до конца не владеешь. Представьте - ребёнок за
партию должен принять более десятка решений в достаточно сложных ситуациях.
Порой решение нужно найти из многих вариантов одно единственно правильное.
Кроме этого, шахматы воспитывают такие полезные качества как: внимательность,
усидчивость, умение самостоятельно работать со специальной литературой. Таким
образом, польза от занятия логическими играми является аксиомой и в
доказательствах не нуждается.
О том, чем являются шахматы, спортом или высоким искусством, люди спорят
давно. Не зря составителей шахматных задач называют композиторами, а саму игру
“гимнастикой ума”. Эта игра требует решительности, готовности идти на риск, и
при этом воспитывает ответственность за принятое решение, умение предвидеть
последствия, избегать, необдуманных поступков.
Из всего выше изложенного мы видим, что занятия шахматами, воспитывают у
ребенка не только умственные способности, но также развивает эстетику, чувства
красоты и гармонии, развивают в характере человека волю к победе, стойкость в
поражениях, трудолюбие, желание постоянно совершенствоваться.
В дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция
обучения, в значительной степени способствующая становлению личности
дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие
позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение
радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом
занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают,
сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности. При этом предусматривается широкое использование
занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение
дидактических сказок и т.д.
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей
многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание,
воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления
поведением.
Актуальность программы раскрывается через соответствие государственной
политике в области дополнительного образования, основным направлениям
социально - экономического развития Свердловской области, определенной

Концепцией развития образования на территории Свердловской области на период
до 2035 года, социальному заказу общества и ориентирование на удовлетворение
образовательных потребностей детей и родителей.
Так, в последние годы возросла потребность родителей (законных
представителей) в обучении их детьми шахматам.
В связи с участившимся запросом в предоставлении дополнительной
образовательной услуги по шахматам, возникла необходимость проведения занятий
для воспитанников подготовительного возраста.
Умение человека играть в шахматы делает его интересным для окружающих,
увеличивает уважение к нему. Перейдя от взрослых к детям, удивительная игра
стала средством воспитания и развития, причем ненавязчивого, интересного,
увлекательного. Шахматы, сопровождающие человечество вот уже более полутора
тысяч лет, по сию пору остаются одной из самых любимых и увлекательных игр.
Шахматы в системе общего образования, и в системе дополнительного
образования, ещё очень «молоды» – остро ощущается недостаток внятных
методологических и методических разработок. В современном обществе необходим
активный поиск ресурсов для повышения качества образования. Поэтому оказались
востребованы достоинства шахмат как дополнительной образовательной
деятельности в системе дошкольного образования. Современная концепция общего
образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования
его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому
и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы.
Исследования, проведенные современными российскими психологами
Л.Венгером, В.Давыдовым, В.Мухиной и др., свидетельствуют о том, что
возможности маленького человека велики и путем специально организованного
обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые
ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.
Введение шахматного кружка позволяет реализовать многие позитивные идеи
отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным,
поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости,
удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей
способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы),
развитию
аналитико-синтетической
деятельности,
мышления,
суждений,
умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть
результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших
качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость,
гибкость, собранность, изобретательность и др.

Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но,
безусловно, на уровне, доступном для ребенка. Л. Выготский указывал, что
обучение должно идти на один шаг впереди развития, вести его за собой.
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей
многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание,
воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления
поведением.
Расширение
круга
общения,
возможностей полноценного
самовыражения, самореализации позволяет детям преодолеть замкнутость, мнимую
ущербность. Первая встреча с волшебным миром шахмат должна стать для
дошкольника праздником. Вспомним слова К.Д.Ушинского «Воспитатель
непременно должен устроить дело учения так, чтобы в начале учения дитя не могло
не успеть…». Поэтому, вводя дошкольников в удивительный мир шахмат, с первых
же встреч широко используются авторские наработки И.Г.Сухина: шахматные
сказки, загадки, стихи, ребусы, занимательные вопросы, шахматные дидактические
игры и упражнения.
Направленность определяется ведущей педагогической идеей, заложенной в
программе. Программа дополнительной образовательной деятельности по шахматам
имеет физкультурно – спортивную направленность. Решение обозначенных в
программе цели и задач возможно только при систематической и целенаправленной
поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы.
Программа «Шахматы» нацелена на развитие в детях познавательного
интереса к шахматам, стремления к получению знаний.
Отличительные особенности программы
Педагогическая особенность внедрения данной программы заключается,
прежде всего, в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства
умственного, психического и физического развития ребенка - дошкольника. Раннее
обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более
комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет
снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на
развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Шахматы для детей дошкольного возраста становятся посылом к дальнейшему
развитию гармоничной личности.
Шахматы для детей - не просто игра, это очень интересное занятие, дающее
сильный толчок для интеллектуального роста. Шахматы для детей несут в себе
множество положительных моментов. Воспитательные плюсы от игры в шахматы
заключаются в том, что у ребенка появляется целеустремленность, усидчивость,
воля и выдержка. Стержневым моментом занятий кружка, становится деятельность
ребят, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают
выводы, выясняют занимательного материала, включение в занятия игровых
ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей
многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание,
воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления
поведением, юные шахматисты учится самостоятельно принимать решения, не
расстраиваться и не унывать, а идти к цели.
Познавательными плюсами от игры в шахматы являются хорошая память,
умение сравнивать и обобщать, предвидеть результаты. Ребенок учится делать
логические выводы, мыслить самостоятельно. У него развивается изобретательность
и ориентирование на плоскости.
Адресат программы – обучающиеся старшего дошкольного возраста, 6-7 лет.
Обучающиеся в возрасте от 6 до 7 лет охотно занимаются шахматами, по
статистическим данным психологии свидетельствуют о том, что воспитанник готов
к усвоению доступной информации в процессе систематического обучения.
Уровень освоения программы имеет «стартовый уровень», который
предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения
содержания программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
физкультурно – спортивной направленности «Шахматы» (далее - Программа)
разработана в соответствии нормативно-правовыми документами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ;
 Федеральный государственный стандарт образовательный стандарт
дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г.)
 Комментарии к федеральному государственному образовательному
стандарту дошкольного образования (письмо Минобрнауки России от
28.02.2014 г. № 08-249)
 Письмо Департамента общего образования Министерства образования и
науки России от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС
дошкольного образования».
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
 Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г.№1726-р) (далее-Концепция
развития дополнительного образования детей);

 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035года»;
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г, №09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных программ (включая разноуровневые программы»).
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»
 Приказ от 17.09.2019г. № 291 "Об утверждении Положения об организации
предоставления
дополнительного
образования
в
муниципальных
образовательных организациях Тавдинского городского округа, в отношении
которых функции и полномочия учредителя осуществляет Муниципальный
орган управления образованием - Управление образованием Тавдинского
городского округа"
 Положение о дополнительном образовании воспитанников муниципального
казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 18
комбинированного вида.
 Устав МКДОУ детского сада № 18 комбинированного вида.
Программа разработана с учетом:
 Основной
образовательной
программы
дошкольного
образования
Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения
детского сада №18 комбинированного вида.
Новизна программы заключается в том, программы заключается в
комплексном использовании занимательного развивающего материала через
организацию разнообразных форм детской деятельности по обучению игре в
шахматы.
Значимость программы состоит:

во внедрении в практику системы кружковой работы с детьми старшего
дошкольного возраста по знакомству с древней игрой - шахматы, которая
определяет для воспитателя приоритеты в содержании образования,
направленном на умственное развитие, развитие логического мышления в
дополнительной образовательной деятельности;

в
отработке содержания
дополнительной образовательной
деятельности;

в отборе и апробации к имеющимся реалиям педагогической практики
современных образовательных технологий, разнообразных форм, методов и
приемов дополнительной образовательной деятельности, комплекса заданий и

упражнений, направленных на развитие логического мышления детей старшего
дошкольного возраста, через освоение игры в шахматы.
1.2 Возрастные особенности детей 6-7 лет
К этому возрасту у ребенка сформирована достаточно высокая компетентность
в различных видах деятельности и в сфере отношений. Он способен принимать
собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. У ребёнка
развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах.
Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении
социальных и бытовых задач.
У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в
меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во
внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки,
дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д. Воображение формируется в
игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой
деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства
создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их
создания. К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится
управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной
модели; образ воображаемого объекта; образ действия с объектом. Ребенок
организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.
1.3 Формы и срок реализации программы
Программа рассчитана на один год и имеет очную форму обучения.,
проводится с сентября по май, при проведении занятий 1 раз в неделю (общий объём
– 36 занятий в год). Учебная нагрузка –1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 36
занятий в год. Продолжительность одного занятия в группе не превышает– 30 мин.
Построение дополнительной образовательной деятельности основывается на
соответствующих возрасту разнообразных формах работы с обучающимися.
Основной формой взаимодействия педагога с детьми является игровое
занятие, проводимое во второй половине дня.
В данном образовательном процессе используются следующие формы работы
с воспитанниками подготовительных групп:

коллективная, которой обучающиеся рассматриваются как целостный
коллектив;

групповая, в которой обучение проводится с группой обучающихся, имеющих
общее задание и взаимодействующих между собой (при постановке
хореографических номеров);

парная, предполагающая игру в шахматы двумя воспитанниками;

индивидуальная, используемая для работы с воспитанниками по усвоению
сложного материала.
Дополнительная образовательная деятельность по шахматам с обучающимися
старшего дошкольного возраста проводится 1 раз в неделю. С целью сохранения
здоровья, исходя из требований к продолжительности образовательной
деятельности, регламентированными нормами
СанПиН 1.2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Виды занятий:
1. Диагностические - определяется уровень подготовленности воспитанников.
2. Обучающие – изучение нового материала, знакомство детей с упражнениями,
движениями, играми.
3. Комбинированные - повторение и совершенствование ранее изученных
комбинаций.
4. Итоговое – обобщение изученного материала за определенный период
времени.


1.1 Цель и задачи реализации программы
Цель: Воспитание любознательной, целеустремлённой личности, способной
логически мыслить, самостоятельно принимать решения, видеть гармонию в
окружающем.
Задачи:
Обучающие:
- Обучить детей играть в шахматы.
- Учить детей самостоятельно анализировать свои и чужие ошибки, счёту в уме.
- Научить с пользой для себя проводить свободное время.
- Реалистичному отношению к себе и окружающему миру.
Развивающие:
Развить у детей:
- Познавательные способности, комбинационное мышление.
- Сосредоточенность, увлеченность.
- Способность к сдержанности и самоконтролю.
Формировать:
- Самостоятельность и ответственность.
- Интеллектуальные и умственные способности.
- Любознательность.

Воспитательные:
Воспитать у детей:
- Целеустремлённость, аккуратность, дисциплинированность, культуру поведения и
общения, волевые качества, ответственность и трудолюбие.
- Воспитать в детях волю к победе.
1.5 Принципы и подходы к формированию и реализации программы
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
- развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности
каждого участника и всего коллектива в целом;
- активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное
созерцание со стороны;
- доступности, последовательности и системности изложения программного
материала;
- комплексной реализации
целей:
образовательных,
развивающих,
воспитывающих.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система
дидактических принципов:
- наглядности;
- психологической комфортности - создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
- принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения
каждого ребенка своим темпом;
- целостного представления о мире - при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и
им систематически предоставляется возможность выбора;
- творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об
основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач
интеллектуального и личностного развития.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата
обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры. Программа
основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников. В течение непрерывной образовательной деятельности
используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические,
подвижные, театрализованные.
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна

дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная
игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий,
создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и
пособий.
Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений
обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую
фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций
доставляет истинное удовольствие.
1.6 Содержание программы
1.6.1 Учебный (тематический план)
Разделы и темы
программы
1
2

3

Количество часов
всего
1

теория
0.5

практика
0.5
Диагностика

0.5

0.5

1

0.5

0.5

Шахматная доска.
Шахматные фигуры.
Начальное положение, 1
шахматные термины
Ходы фигур
Пешка
Диагональ, вертикаль,
горизонталь
Слон
Ладья
Конь
Ферзь
Король (шах и мат)

4

Рокировка

2

1

1

5

Ценность фигур,
тяжелые и легкие
фигуры
Решение заданий

2

1

1

2

1

1

7

Игры на развитие
памяти

2

1

1

8

Запись партии

2

1

1

6

Формы
аттестации/контроля

Опрос
Контрольные
испытания
Опрос
Контрольные
испытания

Опрос
Контрольные
испытания
Опрос
Контрольные
испытания
Опрос
Контрольные
испытания
Опрос
Контрольные
испытания
Опрос
Контрольные
испытания

9

Решение задач (мат в 1
один ход)

0,5

0,5

10 Шахматны
е позиции

4

2

2

11 Повторение

1

-

1

12 Рокировка

2

1

1

13 Конь

4

2

2

14 Король

4

2

2

2

1

1

16 Решение шахматных
задач и этюдов

2

1

1

17 Шахматный турнир

2

1

1

-

1
19

Тактические приемы
15

18 Итоговая диагностика 1
Итого 36

17

Опрос
Контрольные
испытания
Опрос
Контрольные
испытания
Контрольные
испытания
Опрос
Контрольные
испытания
Опрос
Контрольные
испытания
Опрос
Контрольные
испытания
Опрос
Контрольные
испытания
Опрос
Контрольные
испытания
Выступление перед
родителями
Диагностика

1.6.2 Содержание учебного (тематического) плана
1.Шахматная доска, белые и черные поля, центр.
Рождение, история развития шахмат. Знакомство с шахматной доской. Белые и
черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная
доска и шахматные поля квадратные. Практическое занятие по теме «Шахматная
доска».
2.Расстановка фигур на доске, начальная позиция.
Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей
и горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали.
Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ.
Отличие диагонали от вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и
большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество
полей в центре. Мероприятие «Шахматная эстафета».

З. Ход фигур. Шахматные фигуры
Пешка — минимальная боевая единица в шахматах, одновременно —
базовая единица измерения шахматного материала. Пешка может быть превращена
в любую фигуру (кроме короля) по достижении последней на своём пути
горизонтали.
Диагональ — поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной
линии. Вертикаль — поля шахматной доски с одинаковым индексом буквы
Горизонталь — поля шахматной доски с одинаковым индексом цифры
(«первая горизонталь» «пятая горизонталь» и т. п.).
Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности
пешки. Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна
пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. Правила
шахматной игры.
Дидактические игры «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат», «Игра на
уничтожение».
Практическое занятие по теме «Пешка». Мероприятие «Праздник пешки».
Слон — лёгкая шахматная фигура, по силе примерно равная трём пешкам.
На свободной доске может передвигаться на любое число полей по диагонали. В
исходной позиции у каждого игрока по два слона, находящиеся на первой (белые) и
восьмой (чёрные) горизонталях, на полях рядом с конями. Особенностью слона
является то, что он может ходить только по полям определённого цвета, поэтому
различают белопольных и чернопольных слонов, по цвету полей, по которым они
передвигаются. Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход
слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура.
Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи
против двух слонов.
Дидактическая игра «Игра на уничтожение».
Ферзь — Самая сильная фигура в шахматах, по силе примерно равная девяти
пешкам. На свободной доске может ходить на любое число полей по горизонтали,
вертикали или диагонали. В исходном положении белый ферзь находится на поле
d1, чёрный — d8. (Ферзь любит свой цвет)
Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя,
взятие. Ферзь - тяжелая фигура. Ферзь против ферзя Дидактическая игра «Игра на
уничтожение».
Ладья— тяжёлая шахматная фигура, по силе примерно равная пяти пешкам.
На свободной доске может ходить на любое число полей по горизонтали или
вертикали, а также участвовать в рокировке. В исходной позиции, у каждого из
игроков по две ладьи, находящиеся по углам доски.

Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие
ладьи. Диаграмма и ее решение. Шахматные позиции.
Дидактическая игра «Тайны шахматной доски», «Загадки шахматной
шкатулки».
Практическое
смекалистых»

занятие

по

теме

«Ладья».

Мероприятие

«Конкурс

Конь— лёгкая шахматная фигура по силе примерно равная трём пешкам. Конь
ходит на поле, находящееся в двух клетках по горизонтали и одной по вертикали,
либо в двух клетках по вертикали и одной по горизонтали от исходного положения,
при этом он имеет возможность «перепрыгивать» фигуры и пешки, находящиеся
между его начальным и конечным положением при ходе. Особенностью коня
является то, что он постоянно меняет цвет поля, на котором находится. В исходной
позиции у каждого игрока по два коня которые находятся на первой (белые) и
восьмой (чёрные) горизонталях, рядом с ладьями.
Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие.
Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против
двух. Конь против ферзя, ладьи, слона, сложные положения.
Дидактическая игра «Игра на уничтожение».
Король — главная шахматная фигура, с которой связан исход шахматной
партии. Король может ходить на одну клетку по горизонтали, вертикали или
диагонали, на любое не атакованное поле, не занятое своей фигурой или пешкой, а
также участвовать в рокировке. У каждого игрока по одному королю, в исходной
позиции находящиеся на полях e1 (белый) и e8 (чёрный) Особенностью королей
является то, что их количество (по одному на каждого игрока) не может меняться на
протяжении всей партии, то есть король не может быть взят и пешка не может быть
превращена в короля по достижении последней на своём пути горизонтали. Цель
игры — атаковать короля таким образом, чтобы у него не было возможности
защититься от этой атаки (мат). Знакомство с королем. Место коня в начальном
положении. Ход короля, взятие. Король против ферзя, король против ладьи, король
против слона, король против коня, король против пешки. Шах ферзем, ладьей,
слоном, конем, пешкой.
Защита от шаха. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Партия.
4.Рокировка — ход в шахматной партии, имеющий целью увести короля из
центра; при короткой рокировке король эвакуируется на королевский фланг, при
длинной — на ферзевый. При осуществлении рокировки король переносится через
одно поле (соответственно, для белого короля на поля g1 (при короткой рокировке)
или c1 (при длинной)), ладья ставится на то поле, через которое «перепрыгнул»
король. Рокировка может производиться только, если ни ладья, ни король до
рокировки не делали ходов, и ни одно из полей между полями, занимаемыми
королём и ладьёй, не занято другими фигурами, королю не объявлен шах и ни одно

из полей на его пути (то, которое он пересекает, делая ход, и то, на которое он
ходит) не находится под боем.
Понятие рокировки. Длинная и короткая рокировка. Три правила рокировки.
Практическое занятие по теме «Рокировка».
5.Ценность фигур. Раз шахматы - это маленькая страна, в которой своя
жизнь и своя война, то обязательно должна быть и своя шахматная валюта. Деньги
должны быть лёгкими и удобными, и ты легко догадаешься, кто у нас самый
лёгкий. Так сколько стоят шахматные фигуры и как определить ценность
шахматных короля, ферзя, ладьи, слона, коня и пешки?
Среди огромных фигур на доске не сразу и заметишь маленькие шахматные
пешки. Но именно они приняты за единицу измерения ценности фигур.
Лёгкая фигура — лёгкой фигурой называют коня или слона.
Тяжёлая фигура — тяжёлой фигурой называют ладью или ферзя (в отличие
от легких фигур, отдельная тяжёлая фигура может при поддержке короля поставить
мат одинокому королю противника).
6.Решение заданий. Одной из важнейших составляющих любого военного
дела, а шахматы как вы помните игра военная, является умение нападать и
защищаться. Нападение - должно быть реальной угрозой, а защита должна быть
надёжной. Нападение - это ход, после которого ваша фигура попадает под удар
чужой фигуры и, если вы ничего не предпримете, то следующим ходом противник
сможет вашу фигуру взять.
7. Игры на развитие памяти
Дополнительно: картинки или мелкие предметы
На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок
рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет.
Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.
8. Нотация шахматная — общепринятая система обозначений, посредством
которой осуществляется запись шахматной партии или той или иной позиции. Запись
полной нотацией предполагает обозначение поля, с которого пешка или фигура
делает ход — и, соответственно, поля, на который этот ход делается. Запись
сокращённой нотацией ограничивается указанием поля, на которое сделан ход.
9. Решение задач (мат в один ход)
10.Шахматные позиции.
11.Повторение.
Поля. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Центр. Ходы фигур, взятие. Шах.
Мат. Пат. Начальное положение. Игра пешками, слоном, ладьей, ферзем,
королем. Правило «Короля не бьют».
Мероприятие «Шахматная викторина».

12.Рокировка. Повторение понятия рокировки. Длинная и короткая
рокировка. Три правила рокировки. Практическое занятие по теме «Рокировка».
13.Конь. Легкая фигура - конь. Ход коня - буква «Г». С белого поля на
черное. Конь против других фигур. Позиция «Вилка». Коллективная игра.
Мероприятие - викторина по теме «Конь».
14.Король. Мат. Пат. «Вечный шах». Игра в парах. Дидактическая игра
«Шах или не шах». Дидактические задания «Поставь мат в один ход», «Поставь
мат в два хода». Практическое занятие по теме «Работа с диаграммами».
15.Тактические приемы. Дебют. Три правила дебюта. Мат ферзем.
Линейный мат. Мат двумя слонами. Правила «Взятие на проходе». Правило
квадрата. Правила «Ключевые поля». Матовые комбинации. Типичные комбинации
в дебюте.
Дидактические игры «Шахматная коробочка», «Игра всеми фигурами».
Шахматные турниры «Игровая практика», «Турнир с родителями», «Белая ладья».
16.Решение шахматных задач и этюдов. Закреплять знания о принципах
разыгрывания дебюта; учить рационально распоряжаться небольшими
шахматными силами, сохранившимися на доске, достигать выигрыша или
добиваться ничьей, находясь в трудном положении. Демонстрация коротких
партий. Игра всеми фигурами из начального положения.
17.Шахматный турнир. Создать у детей ощущение загадочности,
неожиданности доставить радость от игры в шахматы; развивать умение
сосредотачивать внимание на заданиях; активизировать
мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в
шахматы; учить анализировать игру. Логическая минутка проведение турнира
динамическая пауза. Анализ игр.
18. Итоговая диагностика
1.7 Планируемые результаты освоения Программы «Шахматы»
Воспитанники должны:
— иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
— различать и называть шахматные фигуры;
— правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в
начальное положение;
— иметь представление об элементарных правилах игры;
— играть малым числом фигур;
— иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
— владеть основными шахматными терминами;

— правильно применять элементарные правила игры; — иметь
представление о некоторых тактических приемах.
Раздел II. Организационно-педагогические условия
2.1 Календарный учебный график
Режим организации занятий по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе определяет календарный учебный график,
соответствующий нормам, утвержденным СанПиН к устройству, содержанию и
организации режима работы ДОУ.
Содержание

Возраст детей 6 – 7 лет
1
1сентября
31 мая
сентябрь, май

Возраст 6-7 лет
Начало учебного года
Окончание учебного года
Сроки проведения родительских
организационных и тематических собраний
Продолжительность учебного года
Всего недель
36
Продолжительность рабочей недели
с понедельника по пятницу
Дни занятий
среда
Время занятий
16.00
Недельная образовательная нагрузка занятий
1
Продолжительность занятия (мин)
30

2.2 Условия реализации программы
2.2.1 Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы «Шахматы» используется музыкальный кабинет.
Оборудование кабинета:
 столы 5 штук,
 стулья 20 штук;
 настольные шахматы 10 штук;
 дидактические игры для обучения игре в шахматы;
Технические средства
 ноутбук;
 мультимедийный проектор, экспозиционный экран, музыкальный центр.
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от
репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до
творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от
общепринятых стереотипов.

Занятия проводятся в музыкальном зале, соответствующий санитарным
нормам СанПин, обязательно наличие шахматных досок и фигур по количеству
детей, для игр и упражнений.
2.2.2 Кадровые условия реализации программы
Программу реализует педагогический работник — физическое лицо,
которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по
обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной
деятельности (Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», ст. 2, п. 21.).
Воспитатель имеет: высшее профессиональное
образование
по
направлению подготовки «Образование и педагогика», в соответствии с Единым
квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и
служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования»), утвержденном приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г., № 761н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г.,
регистрационный № 18638), с изменениями, внесенными приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17
октября 2013 г., № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384) и дополнительная
подготовка по направлению дополнительное образование.
2.2.3 Методические материалы









Весела, И. Шахматный букварь [Текст]/ И. Весела, И. Веселы. — М.:
Просвещение, 1983. Текст: непосредственный.
Гришин, В. Г. Шахматная азбука [Текст]/ В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.:
Детская литература, 1980. Текст: непосредственный.
Сухин, И. Г. Автореферат «Дидактическое обеспечение развития способности
действовать в уме» у дошкольников в контексте обучения игре в шахматы /
И.Г.Сухин. – Москва – 2008 г. Текст: непосредственный.
Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек/ И. Г. Сухин. — Испания:
Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г.
Каспарова, 1992. Текс: непосредственный.
Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. — М.:
Педагогика, 1991. Текст: непосредственный.
Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране/ И. Г. Сухин. —
Ростов н/Д: Феникс, 2004. Текст: непосредственный.












Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [Текст]/ И. Г. Сухин. — М.:
Астрель; АСТ, 2000. Текст: непосредственный.
Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн
полны: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы
[Текст]/ И. Г. Сухин – Обнинск Духовное возрождение, 1998. Текст:
непосредственный.
Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя
[Текст]/ И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1999. Текст:
непосредственный.
[Электронные
ресурс]
http://www.chess-master.net/articles/3.html
[Электронные ресурс] http://www.shahmatik.ru/
[Электронные ресурс] http://webchess.ru/ebook/
[Электронные ресурс] http://chesshmao.ru/?p=4364/
[Электронные
ресурс]
http://chess555.narod.ru/ wseobuch4.htm

2.3 Формы аттестации и оценочные материалы
Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 1раз в год,
как в форме индивидуальной беседы, так и через решение практических задач
Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на
каждом этапе обучения.
К концу года обучения ребенок должны знать:
- историю возникновения шахматной игры;
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под
боем, - названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король
рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья;
- правила хода и взятия каждой фигуры;
- имена нескольких выдающихся шахматистов.
К концу года дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- решать элементарные шахматные задачи;
- правильно располагать доску между партнерами, расставлять фигуры;

- разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил
игры;
- ставить мат в один ход; решать шахматные задачи в 1-2 хода.
Критерии оценки
2 балла: Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве», истории
шахмат. Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и
правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух.
Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их
отличия. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. У ребёнка развита познавательная
активность, логическое мышление, воображение. Развито зрительное восприятие,
внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их,
рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в
пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие
«рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии.
1 балл: Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве», истории
шахмат. Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и диагоналей,
показывая и называя их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных
фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
0 баллов: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и
диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет
шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет
понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.
Фамилия,
имя
.ребёнка

знать
Знает
шахматные
термины:
поле,
горизонталь,
вертикаль

Название
Правила
шахматных хода,
фигур и
взятие
их отличия
каждой
фигуры

Список литературы:

уметь
Ориентироваться на
шахматной
доске.

Играть
каждой
фигурой

Правильно
располагать
доску

Правильно
располагать
фигуры

Умение
перемещать
фигуры

Решать
простые
шахматные
задачи

1. В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы» М. «Просвещение»1991.
2. И.Г. Сухин. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет: Книгасказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Новая школа, 1994. –
160 с. ISBN 5-7301-0024-8 И.Г. Сухин «Приключения в Шахматной стране»
( М.: Педагогика,1991).
3. И.Г. Сухин. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М: Поматур,
2000. – 320 с. ISBN 5-86208-035-Х
4. И.Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. –
Обнинск: Духовное возрождение, 1999. – 120 с.: - ISBN 5-7785-0016-5.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.